Задумайтесь о старости сегодня, чтобы не вспоминать о ней ближайшие сорок лет

Вы знаете, мне всего 25, а я уже задумываюсь о своей пенсии. Когда-то ведь я состарюсь и уйду с работы? И зависеть от детей, а уж тем более, от нашего непредсказуемого государства, я бы не хотел. Именно поэтому, уже сегодня я начал откладывать себе на пенсию.

А, да, еще потому, что, благодаря этому, к 60 годам я смогу накопить гораздо больше денег, если начну откладывать сейчас, а не в 35, а то и в 50, когда большинство людей потихоньку начинают думать, что буду делать в старости. Насколько больше? Приведу хрестоматийную иллюстрацию, которую так любят западные ресурсы по личным финансам.

Представим, что у нас есть два человека: А и Б. Оба они в какой-то момент задумываются, что после выхода на пенсию хочется кушать не только хлеб и гречку, а еще и маслицем это все разбавлять. Оба решают, что могут себе позволить откладывать 5 000 рублей в месяц (т.е. 60 000 рублей в год) примерно под 10% годовых. Вот только А осознает это в 25, а Б – только в 35. Более того, А откладыват по 5000 рублей в месяц до 35 лет, а потом прекращает и те самые пять тысяч в месяц не кладет на депозит, а тратит, ну хотя бы на женщин и вино. А вот Б, с 35 лет аж до самой старости продолжает копить себе на пенсию.

И с каким же капиталом они выходят с прощальной вечеринки по поводу своего ухода на пенсию? У А в 1,83 раза больше накопленных средств, чем у Б! При том, что откладывал он всего 10 лет, а Б аж целых 25. Ну ничего себе, какая несправедливость!

Да нет, просто на А работала процентная ставка – к тому моменту, когда Б отложил свои первые 60 000, у А уже было  1,2 миллиона рублей, которые ежегодно приносили ему 10 процентов дохода. За 25 лет эти 1,2 миллиона без лишних вложений превратились в 13,3 миллиона! Как говорил Эйнштейн, самая мощная сила во вселенной – это сила сложного процента. И его изречение не лишено смысла.

Именно такого рода расчеты и заставляют меня отщипывать небольшой кусочек своей зарплаты (5 000 условная цифра, ваша может быть больше, может быть меньше) и откладывать его на долгосрочный депозит. Трудно заставить себя отщипывать кусок побольше – все-таки 60 лет еще так не скоро, но если делать это автоматически (я использую автоматический перевод в своем интернет-банке) и с не очень большими суммами денег, вам будет легче обеспечить свою старость. Один рубль, который вы откладываете сегодня, к 60-ти годам принесет вам почти 30! Неплохая инвестиция, как вы считаете? Начните с малого, по мере роста зарплаты понемножку увеличивайте свой ежемесячный взнос. Как и везде, тут важна регулярность, которой не так уж и сложно добиться, если откладывать психологически допустимую сумму при каждом получении запрлаты. Просто подумайте, сколько вам принесут в будущем эти 500, 1000, 2000 рублей ежемесячно! Я не призываю вас плотно задумываться о старости сейчас, пока вы молоды. Я призываю вас сделать так, чтобы вам ВООБЩЕ не надо было о ней задумываться. Ни в 30, ни в 40, ни в 50. Как считаете, неплохая идея?

И небольшое лирическое отступление для тех, кто еще не отошел от 90х. Да, мы живем в России. Да, в любой момент все может, как и было несколько раз в 90х, пойти крахом. И вся пенсия сгорит. На это у меня два аргумента. Первый практический: откладывайте психологический минимум, больше которого уже начинает основательно шебуршиться жаба. Второй риторический: если так думать, то можно, в принципе, уже сегодня пойти броситься в море-окиян, все равно все тщетно. Если вы считаете, что те деньги, которые я предлагаю вам откладывать, больше пользы принесут вам сегодня, вперед. Но мне кажется, как раз с учетом нашей российской дествительности, неплохо иметь “подушку” на старость.

И специально для тех, кто хочет мне напомнить про инфляцию. Да, 13 миллионов через 35 лет – это не то, что 13 миллионов сейчас. Но это, как минимум, лучше, чем встретить старость с пустыми карманами, во вторых, никто не мешает вам не останавливаться, как показано в примере, в 35 лет, а продолжать откладывать, тем более, что доход ваш, наверняка, будет увеличиваться.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

12 Responses to Задумайтесь о старости сегодня, чтобы не вспоминать о ней ближайшие сорок лет

  1. Pingback: Снежный ком в вашу пользу: как гасить долги, когда вы завязли в них по уши | Просто про деньги

  2. Pingback: Почему денег нет даже после повышении зарплаты или как избежать инфляции своих расходов | Просто про деньги

  3. Pingback: Почему денег нет даже после повышения зарплаты или как избежать инфляции своих расходов | Просто про деньги

  4. Я даже загорелась поскорее выйти на работу, чтобы начать откладывать на старость, хехе.

  5. Ekaterina says:

    Добрый день, Иван! В Вашей статье есть доля логики. Но вот Вам альтернативный вариант:
    Я лично буду тратить свои молодые годы, чтобы не ОТКЛАДЫВАТЬ по копеечке на старость, а НАЛАЖИВАТЬ бизнес процессы моей компании, ВЫСТРАИВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ схемы работы и ОПТИМИЗИРОВАТЬ мое дело так, чтобы уже сейчас, единолично, зарабатывать 1-2 миллиона в месяц или даже больше. Все зависит только от меня. И это, как Вы понимаете, время, здоровье, силы и затраты. Пока есть молодость- именно ее и свои силы я могу вложить, чтобы обеспечить себе безбедную старость.
    Далее, зная, что, как Вы сказали, мы живем в России (хотя мне все нравится, если честно), я начала уже сейчас вкладывать заработанное в недвижимость, ведь именно так, как мы с Вами знаем, будет куда надежнее.
    И вуаля! Вот Вам и весь секрет. С такой схемой все будет хорошо и откладывать не придется. Именно этим я займусь в ближайшие лет 10. Пока мне еще 28 и время у меня еще точно пока есть…

  6. Tordosss says:

    Добрый день, Екатерина!
    Спасибо за ваш комментарий, интересно послушать мнение человека, который оперирует на порядок большим объемом средств.
    Единственное, я не вижу, чем предложенный вами альтернативный вариант концептуально отличается от того, что предлагаю я. Как видится мне, единственное различие – в объеме средств, которыми оперирую я в своей статье и вы в своем бизнесе.
    Ваш объем средств позволяет вкладывать деньги в недвижимость, мой объем средств пока что позволяет вкладывать деньги в депозиты/в фондовый рынок.
    Ваш объем сбережений гораздо больше того, который предлагаю я, но это и понятно – 1-2 миллиона в месяц проесть, как мне кажется, тяжело, поэтому при достижении определенного уровня абсолютная сумма сбережений превышает абсолютную сумму текущих затрат.
    Я могу только порадоваться тому, что ваши доходы позволяют вам инвестировать такие крупные суммы в свое будущее и тому, что вы смотрите не только на сегодняшний день, но и вперед, как я и предлагаю в своей статье.

    • Ekaterina says:

      Иван, спасибо за ответ!
      Не соглашусь. Концептуально, я предлагаю немного иной подход. Я хочу жить СЕЙЧАС и получать от жизни все СЕЙЧАС.
      Вы предлагаете подход, как часть такой, некой американской идеальной схемы- получил зарплату, отложил чуть на кредит, чуть на старость, чуть на Рождество (если знаете, они там все так копят на подарки), и тд., остался с совершенно не привлекательным остатком денег на целый месяц, живешь… ЗАТО ПОТОМ заживу! Класс! Вот так и получается, все потом, да потом, а жизнь проходит мимо с неумолимой скоростью.
      НО, как Вы и сами заметили, в нашей стране отложить, потенциально значит потерять.
      Именно поэтому не вижу смысла заниматься ежемесячным откладыванием средств. Я предлагаю принципиально новую схему: вложение себя и своего времени в зарабатывание еще больших средств уже сегодня! Развивая свою компанию сейчас, я делаю себе большой задел на будущее. Я, лично, делаю огромную ставку именно на это.
      Я, в данном случае, говорю именно о целях. Ведь времена бывают разные- сегодня в кармане 50 000 рублей, а завтра 1 миллион. Я хочу стремиться зарабатывать больше и за счет этого, во-первых, радоваться жизни сейчас (что для меня очень важно, ведь живем-то сейчас!) и заодно обеспечивать свое будущее потом.
      А теперь по поводу вложений в недвижимость. Тоже с Вами не соглашусь. При удачной оценке своих средств, правильном их распределении, можно очень выгодно вложить даже совсем малые деньги в удачный проект и часто даже не в России, а за рубежом. Мне кажется эта затея куда более интересной.)) И заодно можно пользоваться этой недвижимостью уже сейчас, получать от этого удовольствие, сдавать ее в конце концов, если будет совсем худо. Преимуществ масса!
      Не согласны?

      • Tordosss says:

        Екатерина, мне кажется, вы сравниваете горячее с соленым. Я говорю, что надо откладывать деньги на старость. Вы говорите, что надо вкладывать себя и свое время в зарабатывание еще больших средств уже сегодня. Где тут противоречие? Регулярный перевод средств через интернет-банк на свой депозит займет примерно 5 ваших минут в месяц, не вижу тут проблемы.
        Если вы те деньги, которые я предлагаю откладывать, можете с толком вложить в себя – отлично, я только рад! К сожалению, большая часть людей эти деньги просто спустит на какую-нибудь ерунду. Если для вас жить СЕЙЧАС значит спускать деньги на ненужную ерунду, не вопрос. Я уже писал про приоретизацию, у каждого человека свои приоритеты. Кому-то важно сегодня хорошо погулять в баре, кому-то важно съездить через пол года на отдых.
        Если у вас перед глазами образ американца, откладывающего зарплату на потом, я предлагаю вам образ русского, пропивающего ее уже сегодня. Какой из образов лучше?
        Вы предлагаете третий вариант – зарабатывать больше сегодня. Прекрасно, я его полностью поддерживаю. Если вы при этом будете инвестировать в свою старость, не важно, в форме склянки под кроватью или недвижимости в Дубай, еще лучше! Но я, конечно, никого не вынуждаю.
        Насчет недвижимости как инвестиционного актива я, честно говоря, сомневаюсь. Вы довольно много денег тратите на поддержание ее в жизнеспособном состоянии, на выплаты по кредиту (если она приобретена не за наличные), на налоги и минимальные, но коммунальные платежи. Будущая стоимость недвижимости также непредсказуема, как положение фондового рынка – вспомните кризис 2008 года, особенно ситуацию с Америкой.
        Я не хочу отговаривать вас вкладывать деньги в недвижимость, но предложил бы несколько диверсифицировать свой пакет активов, не кладя все яйца в одну корзину.
        Повторюсь еще раз, я не призываю отказать себе во всем и откладывать все деньги на будущее. Если вы так поняли мое послание, видимо, я был недостаточно красноречив. Я говорю что глупо все спускать сегодня на ненужные вещи, забывая о завтрашнем дне. И призываю откладывать некую небольшую сумму на старость, чтобы со спокойной душой тратить остальные деньги сегодня на все, что душе угодно.

  7. Pingback: Как приобрести полезные привычки и почему их нельзя купить за деньги | Просто про деньги

  8. Pingback: Как с помощью бюджета тратить деньги на все, что заблагорассудится | Просто про деньги

  9. Аврора says:

    Мне понятна и позиция Екатерины и Ивана. Не вижу исключения одной в пользу другой.
    Важно и заниматься развитием своего дела и просто откладыванием денег в пенсию.
    Но не каждый особенно в молодые годы способен открыть свою компанию или вложиться в недвижимость. Способности тоже разные. У кого-то наклонности к бизнесу (тактика), а другой – больше аналитик, ученый (стратегия).
    Иван, мне Ваша статья интересна и полезна.

Leave a comment